В рамках второго «Open Cinema» создали рубрику «Калейдоскоп», чтобы представить программы небольших кино - и видеофестивалей из разнообразных стран. Яркую и экзотичную подборку представили два «смежных» фестиваля, объединённых темой Индии. Огромная, прекрасная и контрастная, страна эта обещает стать главной киномодой ближайшего времени.
River to River Florence Indian film festival проводится во Флоренции. Демонстрируется кино, снятое в Индии, Непале, Бангладеш и Шри-Ланке, а также в индостанской диаспоре на Западе. Расхожие представления о шафрановой экзотике или воспоминания о сахарной слезе болливудских мелодрам – мягко говоря, не то, что сегодня есть индийский арт-хаус. Как и вчерашние студенты киношкол во всем мире, восточные режиссеры много смотрят Эйзенштейна и Годара, почти покадрово следуют британцу Кену Лоучу или иранской звезде Мохсену Махмальбафу. Глобализация культуры в сочетании с неповторимым бэкграундом – получается, надо признать, довольно круто.
Самые яркие фильмы, конечно, стоит вспомнить особо. «Купальщицы» - дивная «атмосферная» фреска про поездку на пляж стеснительной индийской иммигрантки в компании раскованных итальянских подруг. «Во имя кого?» Нандины Сиканд сочетает документальную хронику 60-х с умышленно наивной, столь модной на инди-фестах как-бы-любительской съёмкой. За кадром звучат воспоминания режиссёра об отце – кадровом офицере индийской армии. Пафос ленты – постепенное вырождение национально-освободительной борьбы в региональный империализм под чутким контролем «Большого Брата».
Бесспорный фаворит River to River festival – чудесно-заторможенная «Катаракта» (реж. – Саймат Чатхури). Нестарый европеец с просветлённо-припадочным взглядом князя Мышкина под закадровый даб заходит в пустой ночной супермаркет. Неописуемой красоты девушке-кассирше он прогоняет «спиритуальную» телегу, как ехал на эскалаторе и вдруг сразу всё понял про людей, какие они прекрасные, ни в чём не виноватые, и как нельзя никого судить и всех надо любить. Легко достигнув «глубокого вовлечения», он нежно просит девушку открыть без лишних движений кассу и выдать, как это водится, имеющийся кэш. Анекдотической притча эта звучит лишь в пересказе - экран по правде транслирует оцепенелую красоту и мистичность.
National Student Video Festival в городе Жахангирабаде показывает видеоарт и рекламные ролики студентов индийских киноинститутов. Здесь всё как-то проще и оптимистичнее. Залихватская реклама автомобиля «Рено», непреходящая клиповая эстетика и крошечные скетчи (запомнился дяденька в гробу, оживший на минутку, чтоб понюхать цветы). Трогателен и грустен документальный рассказ о маленьких делийских кинотеатрах, медленно погибающих под натиском монструозных мультиплексов. Вообще тема старой, вековой Индии брахманов и буйволов, вытесняемой обезличенным глобализмом, студентов волнует ощутимо. Причём интонация фильма про умирающие кинозалы сильно похожа на новеллу Вернера Херцога «На 10 000 лет старше». Но лучшее, по-моему – замечательный бомбейский «вербатим» «500 рупий до неба»: режиссёр с оператором едут в «такси-рикшах» на поиски неизвестно чего под названием «Heaven». Попутно общаются с водителями и заглядывают то на базар, то в жуткий гангста-блок, то на понтовую гей-дискотеку для экспатов. Получилась предельно красивая и убедительная картина ночного мегаполиса – безумный видеомикс под бенгальский драм-н-бэйс.
Независимое кино и видеоарт современной Индии, ясное дело, занимает маргинальную позицию, ориентируясь на «тусовку» и фестивальные гранты. Впрочем, такая ситуация нормальна везде. Мода на Индию не за горами. Индусы Найт Шьямалан и Тарвин Сингх суперуспешно орудуют в Голливуде. Оборотистая барышня Гуиндра Чангх в Англии наладила производство «ориентальной» романтической комедии («Играй, как Бэкхем», «Невеста и предрассудки»). Ну и, конечно, Мира Наир, чей Нью-Дели в «Свадьбе в сезон дождей» не хуже Гонконга в шедеврах Кар-вая. За индийский арт-хаус можно не волноваться – наряду с бешеной энергией отдельных чисто болливудских жанров, киноманы мира обязательно растащат на цитаты, допустим, «bumbei style», как это было с тем же Гонконгом в 90-е.
Alt. Ussery
Комментарии