24-25 ноября в Центре современного искусства (в здании бывшего кинотеатра «Прибой») состоялась первая часть Международного мультимедийного фестиваля «Осень #», посвящённого новейшим течениям в искусстве и многоликости современного медиа-арта.
«Осень #» - ещё один проект Благотворительного Фонда Сергея Курёхина и младший брат легендарного «SKIFa», также ориентированного на новые имена в мировом экспериментальном искусстве.
Правда, на «Осени #» ставка сделана на исследование феномена взаимодействия культуры с современными технологиями, поэтому основное внимание было уделено электронной музыке и видео-арту.
К сожалению, широко анонсированный долгожданный приезд Питера Гринуэя на фестиваль не состоялся. Известный режиссёр и теоретик киноискусства должен был выступить со своим проектом NoTV: "VJ Tulse Luper Tour" в качестве видео-артиста, но, вслед за Гринуэем, многие другие артисты, собиравшиеся приехать на фестиваль, чтоб в том числе и пообщаться с живым классиком, отказались от участия в «Осени #» (например, вопреки всем ожиданиям, не состоялось выступление мультимедийного гуру Карла Бартоса (ex-«Kraftwerk») с проектом «Dance Cinema»).
Хедлайнером первого фестивального дня выступил немецкий проект Рона Шнайдера «Rraumagent Alpha», играющий заводное фанк-техно. После выступления накануне (в составе группы «Mediengruppe Telecommander») в буржуазном клубе «Декаданс» Рон Шнайдер, привыкший выступать на крупных европейских фестивалях, наконец-то оказался в своей стихии. Экспрессивные телодвижения опутанного проводами Шнайдера, которым позавидовал бы сам Феликс Кубин, вкупе с рваным «пиратским» видео VJ AntiShanti, идеально подходящим к заводным ломаным ритмам техно-попа «Rraumagent Alpha», сумели на какое-то время вытащить публику с мест и заставить её дружно пританцовывать перед сценой.
На субботний день организаторы фестиваля тоже приберегли несколько сюрпризов. После получасовых выступлений «Porch Nap» и «Коктейля Бромптона» (двух проектов творческого объединения «Fulldozer») и ироничных психохирургических чтений альтернативных хип-хопперов «2H Company» мозги присутствующих в зале загрузили австрийские титулованные электронщики Билли Ройц и Дитер Ковачич (проект «NTSC»), использующие собственные придуманные инструменты и программное обеспечение. Видеорядом к интеллектуальному звуку австрийцев выступили минималистичные панно из подвижных горизонтальных линий, составленные известным медиа-художником Вадимом Эпштейном (VJ Eps).
Аншлага не случилось. Все артисты в один голос утверждают, что уровень звёзд, выступивших на фестивале, был на уровне многих аналогичных европейских арт-смотров, но в нашем городе, к сожалению, не получилось достичь необходимой драйвовой атмосферы из-за небольшого количества людей в зале. На пресс-конференции фестиваля Анастасия Курёхина, идейный вдохновитель «Осени #», жаловалась на проблему информационного вакуума, в котором оказался фестиваль из-за своего форматного несовпадения со многими существующими масс-медиа. К тому же, какую-то часть публики отпугнула достаточно высокая цена билетов и постапокалиптический вид ЦСИ, возвышающийся грозной бетонной громадиной в конце раскопанного Среднего проспекта (некоторые, вполне возможно, так и не дошли до «Прибоя», увязнув в зыбучих песках проспекта).
Организаторы фестиваля понимают, что даже самые преданные поклонники контемпорари арта ценят комфорт (а не разваливающиеся деревянные кресла советского кинотеатра), поэтому рассматривают возможность проведения дальнейших фестивалей на современных площадках (например, в «Ленэкспо»), тем более что у «Осени #» действительно большое будущее.
Кстати, о недалёком будущем. 9 декабря состоится вторая часть фестиваля, на котором выступят любимые всеми «Ким и Буран», «Messer Chups», «Шумы России», австриец «Resonant Nerd» и покажут видеоработы из программы немецкого фестиваля «цифровой» культуры «Transmediale».
А Гринуэй всё-таки приедет. В январе.
Александр Буренков
Читайте так же на be-in : Balanescu Quartet в театре им. Комиссаржевской
Комментарии