«Маленькое кино в большом городе» стало для Петербурга акцией прецедентной: в ночь с 31 мая на 1 июня мультфильмы со всего мира снова материализовались на крыльях мостов. Что показали мультипликаторы нам в этом году и, как, собственно, это было
С вечера город гудит разговорами – на улицах, в метро, в такси и за привычными субботними алко-посиделками: «А ты идешь на мультики?», «Да-да, я к Дворцовому скоро приеду», «А мы из Ахтунга зайдем всенепременно». Неудивительно, что к ночи гуляния принимают размах почти что, простигосподи, праздника выпускников Алые Паруса.
Этот народный «мультибум» вполне объясним: всю ночь здесь лучшие рисованные истории фестиваля «Мультивидение» - на огромных экранах, закрепленных на разведенных створках Дворцового и Троицкого мостов. В эту ночь они обрамляют акваторию Невы ненастоящим, иллюзорным, историями-не-отсюда. По эту сторону реальности зрители: нас много, здесь прохладно, «у вас не будет сигареты?», ну что – смотрим.
В уютном соединении Марсового и Миллионной уличной публике (вот она, прелесть формата – возвращение к истокам эстетики зрелищных искусств) представляют уникальные интерактивные проекты, ноу-хау организаторов «Мультивидения». Эту интеракцию не портит даже небольшая временнАя задержка; здесь можно направлять полет космического корабля, можно -наблюдать виртуальные окна виртуального здания, в каждом из которых разворачивается свой сюжет.
На Дворцовом мосту совсем другая драматургия. Соль, сахар и изюм проекта «Маленькое кино в большом городе» - в трансконтинентальном по «странам-производителям» параде мультипликационных сюжетов, объединенных немодным сейчас словом «любовь». На экране сменяются жанры и техники мультипликации, но цель остается одна – вероятно, напомнить о самом ценном, совершить такой чуть ли не библейский экскурс с лейтмотивом «возлюби».
«Разве литература важнее жизни?», - таким вопросом, походя, задается волк-писатель, герой корейского мультфильма «Папочка-волк». Да и попробуй не задумайся, когда спокойствие твоей мирной жизни нарушают женщины с «подкидышами», и эхом звучит: «Янг-хи, это твой отец», «Это твой отец», «Это твой отец»… И пшик суровому индивидуализму, когда рядом с тобой еще одна, маленькая, жизнь. О похожем – чудная футуристическая картинка от французов под названием «Оракул». Возможность узнать будущий характер и судьбу своего ребенка и сейчас может показаться заманчивой; через несколько десятков лет, по мнению авторов мультфильма она станет реальностью. И вот вопрос: если это самое будущее твоего ребенка пугает тебя – что делать? Дать ли ребенку шанс? Для авторов ответ очевиден.
Вообще, понятие «любовь» в лентах «Маленького кино в большом городе» очень непредсказуемо и растяжимо, как ему, верно, и пристало быть. Любовь к книгам, кумирам, науке – привычно. Больная привязанность к откладыванию дел в «Откладывании» - насущно. Любовь, более того нездоровая страсть к квадратным арбузам в мультфильме «Арбузная любовь» и феноменальное «Сегодня я буду твоей арбузной любовью!» - авангардно и смело. Изящный мультиплицированный шансон «Женщины – это китайский» про любовь к извечной женской магии нелогичности – тонко и красиво. Народный гвоздь программы - амурные перипетии главное питерской «телки» Масяни – тоже часть когнитивного диапазона понятия любви на фестивале, ведь здесь, на пространстве рисованных историй, возможно все. Именно в этом моменте публика особенно оживает: в четыре утра шуточки из-под пера Олега Куваева получше любого горячительного.
Не обошлось на празднике и без фундаментального: мультфильм «Потерянный рай», одним только названием вызывающий массу ассоциаций, показывает классическую историю падения Адама и Евы в технологичной молекулярно-шестереночной интерпретации; лента «Жизнь» по-восточному иносказательно о любви к человечеству и каком-то всеобъемлющем уважении.
«Туда же» и один из долгожданных роликов праздника – «оскарономинантный» фильм Александра Петрова «Моя любовь». История взросления и первой любви превращается в разрыв между желаемым и действительным, между реальностью и сном, в бешеное кручение жизни, сюжеты которой сменяются как пластинки диафильма – и весь этот сюрр мультиплицирован в удивительно красивой акварельной манере.
Так и сам праздник, несмотря на свои масштабы, приобретает мягкую пастельную атмосферу. Мультики, мультики, мультики, люди на мосту, на набережной, на траве у адмиралтейства, «конечно, угощайтесь», аплодисменты после каждой картины, рано светлеет, «белые ночи, вы забыли?». Ну что, все. Встретимся через год.
4 июня 2008
Наталья Сушкова
Читайте также вы журнале BE-IN:
Незнакомка Джузеппе Торнаторе
Перемотка / Be Kind Rewind Мишеля Гондри
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит Тима Бертона
Комментарии