18-ая неделя pret-a-porter в Петербурге протянулась на целых две, шагнула за привычные стены Манежа Кадетского корпуса в Пушкин и Ленэкспо - там прошли показы Тани Котеговой и Леонида Алексеева. Закончилась
33 показа, 8 дебютантов, десятки пресс-конференций. Мы наблюдали эту круговерть модных историй все две недели, и теперь готовы поделиться квинтэссенцией увиденного с вами. Вместе с нами — модный критик Марина Скульская и руководитель проекта «Дефиле на Неве» Ирина Ашкинадзе.
Дизайнер: Леонид Алексеев |
Зарождающаяся русская мода. Это клише эмбриональности позволяет нам, с одной стороны, не судить о предмете строго, с другой — рассматривать его предельно внимательно. Очередной ультразвук, 18-ый сезон «Дефиле на Неве», показал, что в этом сезоне русская мода предается достаточно флегматичной рефлексии — как на то, что происходит за границами государства, так и на то, что творится в отечественных кузницах. Верность дизайнеров себе, кокетливая нерешительность дебютантов и умеренность, умеренность во всем. Тема Недели — «Русская мода как предчувствие» — оправдывается слабо, но симптоматично.
Модный критик Марина Скульская признает: «Открытий на Неделе лично для себя я не увидела. Много новых марок, но вспышек не было — сейчас трудно представить что-то новое. Печально, что многие показы в сознании слились в одно целое. Однако нельзя требовать от наших дизайнеров всего и сразу, как нельзя требовать от наших покупателей искушенности». Право, тенденции петербургского подиума узнаваемы - в их общих чертах. Стремление обозначить узкий и аккуратный силуэт - в коллекциях Mezentceva&Gribov, Kogel, дуэта дебютантов Chari, любовь к сочетанию несочетаемых фактур - у Katya Anderganova, вдох жизни в тандем кружева и шелка - у Лопаткина и Сулиминой, пристрастие к игре и театральности - у Vesselinea, Body Boy.
С другой стороны, этот конформистский штиль в русской моде может обернуться качественным приливом. Марина Скульская считает, что творчество некоторых петербургских дизайнеров — «чистый воздух» pr?t-a-porter», шаг в сторону, в хорошем смысле, коммерческого, когда в коллекциях используются ткани, которыми «обшивают» известные европейские дома моды, когда выверен каждый стежок, когда за каждым швом виден дизайнер». И, безусловно, такие авторы в Петербурге есть.
Дизайнер Стас Лопаткин |
В первую очередь, это Стас Лопаткин, «person of interest» Петербурга, по выражению Ирины Ашкинадзе, и один из самых востребованных русских дизайнеров. В коллекции «Сон о цветах» дизайнеру удается не только сложить расписной шелк и тонкое кружево в удивительной красоты и грации платья, но и вдохнуть в последние сказку, легенду, сам сон. Пусть это пока не мода ради моды, чего так мы алчно ждем, но мода ради красоты, что совсем не мало.
Это Леонид Алексеев — любимое чадо модного Петербурга, выпускник лондонского St. Martins, сочетающий в своих коллекциях британский шик и русскую прозорливость. В этом сезоне он показал и женскую, и мужскую коллекции, причем мужская (что ожидаемо - с мужской модой в России все совсем «зачаточно») привлекла больше внимания. Присущая моделям Алексеева фемининность теперь приобретает совсем другой, пикантный, оттенок, конструкторская игра в рабочие комбинезоны и двухслойные пиджаки завораживает, костюмы из серебристого металлика и небесного цвета пайеточной ткани привносят нотку эпатажа, все вместе — дендистский ребус из минимализма, сдержанности и чистого эротизма.
Традиционно, Таня Котегова не подвела всех ценителей «петербургского стиля». Показ, проводившийся в Екатерининском дворце Царского села, войдет в историю «Дефиле на Неве» не только как ренессансный дворцовый перфоманс. Это явление коллекции, по-котеговски безупречной, выдержанной, но еще более шикарной в своих неожиданностях вариаций классики.
Дизайнер Олег Бирюков |
«Гениальный Бирюков» — так называет одного из фаворитов 18-ой Недели и хедлайнера по продажам в бутике «Дефиле на Неве» Ирина Ашкинадзе. Показ его коллекции, весна-лето 09, в принципе, это звание подтверждает: по меньшей мере, в плане качества кроя, чистоты линий и мастерского обращения с цветом.
Зрительский фаворит, молодой дизайнер из Самары, , не разочаровала публику, жаждущую зрелищ, красок, буйства эклектики и юности. Ее коллекция, вдохновленная пятидесятыми и, скорее всего, работами молодых британских авангардных дизайнеров, выглядит современно. Это смелость, как она есть: сочные цвета, прозрачное, короткое, клетка с полоской, яркие губы. Rufia предлагает оценить, скорее, не отдельные элементы одежды, а всевозможные бесшабашные варианты total look — подходящие для полночных прогулок по лондонскому Камдену или для жизни, в которой каждый день праздник.
Дизайнер Руфия Гильметдинова |
Другая понравившаяся нам залихватская коллекция — от дебютантов ЧетыреДэ — претендует скорее на близость к улицам, а не к европейским подиумам. Легкая ностальгия по дворовым девяностым и изящные формы черно-белого, сборок, брошек и цветов — приятное свежее дыхание в череде показов Дефиле, милое разгильдяйство, которое к лицу дебютантам.
Такая вот кардиограмма «Дефиле на Неве». В этой ситуации видимого спокойствия, мы, в то же время — словно на чертовски важном перепутье. Марина Скульская метко называет это моментом «расслоения», когда определяется, кто будет кем для русской моды. И мы даже, наверное, счастливчики, что наблюдаем в своем роде исторический момент. Сами дизайнеры тоже стоят на развилке, по-русски, по-фольклорному, «у камня»: направо пойдешь — аудиторию потеряешь, налево — себя. К сожалению, для юного возраста русской моды, это закономерно и неотвратимо. К счастью, у нас даже сейчас есть авторы, способные решать эту дилемму изящно.
Прямая речь:
Ирина Ашкинадзе: «Я очень довольна работой на основной площадке, хотя мы работали тяжело и напряженно. Все прошло еще лучше, чем в предыдущие 17 сезонов».
Марина Скульская: «Неделя прошла в здоровом режиме: очень хорошо, что показы проводились на разных площадках, и у многих дизайнеров был шанс показаться отдельно. Только хотелось бы поддержать тенденцию проводить показы, не выходя по времени за рамки семи дней: все-таки, это Неделя моды».
Комментарии