Российский «понтовый глянец» появился из ниоткуда лет двенадцать-тринадцать назад, вместе с клубами, синтетическими наркотиками и первоначальным накоплением капитала. Все тогда проживали каждый день, как последний, и модные столичные журналы просто-таки истекали бодростью и наглостью, а в культурном смысле представляли собой вавилонское столпотворение.
Уже потом главный литературный классик Виктор Пелевинв «Generation П.» едко изобразит типичного глянцевого журналиста, который, впаривая подросткам содомский грех, втихаря подвёрстывает рекламку элитных часов и бюстгальтеров, при этом сам не в состоянии «хотя бы раз реально проглотить марку кислоты». Тем не менее, подавляющее большинство стоящих журналистов и художников (и даже писателей) работало именно в «умном глянце».
Можно вспомнить разное. Смехотворный новорусский протогламур журнала «Империал», целиком посвящённый досугу чьей-то жены. Журнал «Стас», на единственной памятной обложке которого – жутко страшное лицо (подпись, из-за которой долго судился владелец Стас Намин, утверждает, что принадлежит лицо А.Б. Пугачёвой). «Медведь», без особого успеха продвигавший концепцию цивилизованного «нормального мужика» (сейчас это эффективно делает «Эсквайр»). Симпатичные, но недолго живущие питерские клубные журнальчики вроде «Пати-фона» и «812». Самые же значительные глянцевые явления стоит помянуть особо.
Матадор. Самый изысканный и богемный вариант глянца. Подробная хроника героической поры радикального отечественного искусства. Пламенный борец за идеалы постмодернизма и непревзойдённый литератор Вячеслав Курицын в популярной форме пересказывает модные философские учения или же забытым ныне способом проводит связь между творчеством Карлоса Кастанеды и группой «Иванушки International». Занятная рубрика «Кикбоксинг», в которой происходят невероятные встречи, – к примеру, помойного Кутюрье, магистра авангарда Петлюры и мегапафосной фотомодели Виктории Дроновой. Обстоятельные статьи про левый террор – Ульрику Майнхофф и латиноамериканскую герилью. Социальная реклама занятного вида на всю страницу: «КОКАИН+ГЕРОИН = КАЧЕЛИ = СМЕРТЬ». Примечательно, что основателем и шефом «Матадора» был Константин Эрнст – теперь начальник главного телеканала и основной пиарщик современного политического режима.
ОМ. Журнал-долгожитель прекратил выходить совсем недавно. Главный редактор Игорь Григорьев– невероятный нарцисс, лицо столичной модной тусовки, в конце 80-х – директор Жанны Агузаровой и обладатель одного из двух в Москве автомобилей «Феррари», человек, всегда и всюду появлявшийся в белом и золотом. Журнал «для тех, кто хочет знать больше и быть лучше» удачно стремился охватить все тенденции и шорохи текущего искусства, моды, мысли. В OMе работали лучшие глянцевые обозреватели поп-музыки (А. Бухарин), книг (Б. Кузьминский), модной одежды (С. Рейтер, А. Аболенкин) и современного арт-процесса (М. Орлова). ОМ с самого начала активно продвигал отечественный рокапопс – начиная с «Мумий Тролля» и Земфиры и заканчивая какими-нибудь «Братьями Гримм». Вообще, ощутим переход года с 2000-го от богемного снобизма к «демократической» буржуазности. ОМ успешно совмещал почти с самого начала «элитарный» подход с коммерческой лихостью. При этом журнал был во многом авторским: среди «звёзд» ОМа вспоминаются Эдуард Дорожкин с новейшим задиристым вариантом этакого Холдена Колфилда, Наталья Медведева с путаными страстными исповедями инфернальной женщины, Отар Кушанашвили, лелеющий мечту стать московским Хантером С. Томпсоном (при этом какой-нибудь тогдашний гонзо-репортаж Отара читаешь сегодня как уморительную дичь – что человек выразить-то хотел?), тот же Курицын с глубокомысленными заметками об уринофилии или Лоре Палмер. Одним словом, журнал ОМ – без преувеличения синоним эпохи, которая окончательно скончалась с последним номером лидера русского глянца.
Птюч. Рэйверская библия, в художественном отношении самый радикальный глянцевый проект в стране. С осени 94-го, параллельно легендарному «кислотному» клубу, поражал неискушённых подростков этот не влезающий в сумку ярчайший журнал с ломкими страницами. Оформление Птюча первых двух лет – образец непрагматичного авангарда. На фиолетовом, скажем, фоне, ядовито-жёлтые крошечные буковки скручены в спираль. Дизайном журнала руководила выдающаяся группа «АРТ-БЛЯ». Содержание тогдашних статей ничего, кроме умиления, сейчас не может вызвать – дико темпераментные описания вечеринок, заголовки типа «Рэйв-волна накрыла теперь и Нижневартовск!!!», поспешные советы выбросить на помойку электрогитары, длинные беседы с ди-джеями (надо сказать, довольно скучные – как исключения, вспоминаются лишь интервью с Кубиковым, Компасом и Леной Поповой), милые рекомендации такого рода: «Никогда не отказывайся, если предлагают дунуть ганджубаса». Передовая линия контркультуры, в общем. Затем «птючи» малость остепенились, журнал стал стандартнее и читабельней, много места уделили уличной моде, прогрессивному кино, электронной культуре. Отдельные рубрики не имели у нас аналогов. «Советы доктора Мустафы» – совершенно хулиганский бред, «Надя сказала», в которой известный журналист Геннадий Устиян притворялся остроумной прожжённой тёткой, или «Здесь был Вася», где светские события подавались с точки зрения гопника без затей. Статья же историка моды А. Васильева о кризис-fashion, вышедшая после дефолта – совершенно незабываемый комический шедевр. В общем, Птюч тихо скончался несколько лет назад, но аляповатые обложки с Бартеневым или лозунгом «Трансвеститы – Супергерои Вселенной» - как первая любовь, навсегда.
Alt. Ussery
Читайте также:
Историк моды - Александр Васильев
Адмиралтейская игла
Спектакли театра пластической драмы «ЧелоВЕК»
Арт-фестиваль «5 континентов»
Комментарии