Всё более явно стираются границы между рекламным роликом как чисто коммерческим продуктом и собственно visual art. Реклама превратилась в искусство.
«В искусстве происходит в настоящее время господство перманентной революции. Мало даже сказать, что все позволено: всякое новаторство заранее провозглашается и приравнивается к гениальности Ван Гога или Пикассо, все равно - идет речь о рваных афишах или о консервной банке, подписанной художником». (Мирча Элиаде «Мифы, сновидения, мистерии»).
Такие безудержные процессы, как глобализация, увеличение роли и возможностей СМИ неизменно приводят нас к новым культурным феноменам. Огромная часть современного искусства и получила возможность существования только благодаря научно-техническому прогрессу и развитию массовой коммуникации. В современное искусство, с одной стороны, в наше время может превратиться практически любой объект окружающей человека среды. С другой стороны, некоторым сферам деятельности приходиться превращаться в искусство.
Реклама – самый банальный, но очень яркий пример. Существуя уже многие и многие годы, в последнее время можно наблюдать практически реинкарнацию – явление рекламы в совершенно новой и весьма неожиданной ипостаси – в роли искусства. Конечно, первые шаги в этой области делал еще Уорхол, но тогда сложно было представить рекламу как «конвейер искусства». Безусловно, ни для кого не новость, что преподносимые рекламными сообщениями товары и услуги давно перестали быть теми самыми товарами и услугами. Исходя из своих мотивов и потребностей (а, порой, страхов и комплексов), каждый потребитель теперь вправе вместо сока – купить статус, вместо духов – любовь окружающих, вместо майонеза – уют в семье. Это страшно (отдельное спасибо Бегбедеру за его «99 франков»). Но именно в таком мире мы живем. Вместо того чтобы страдать оттого, «что нам впаривают», очень интересно посмотреть – «как» это происходит.
Здесь можно наблюдать все последние чудеса и достижения компьютерной графики. Что примечательно, реклама нередко бывает действительно красивой, и рекламной страницей в журнале можно увлечься ни чуть не меньше, чем живописными полотнами музеев. В создании текстов используются всевозможные речевые уловки. Не зная основ НЛП, мифологизации, стереотипизации, манипуляции и прочих вещей, бесполезно пытаться создать сообщение.
Мы видим и слышим не просто слова – это практически призывы, лозунги, грамотно закамуфлированные. Что-то внутри хочет бунта, оно не понимает, почему цены стали «вкусными», цвет – «громким», а пылесос – «умным». Воздействие направлено не только на визуальный ряд, ты слышишь, тебе дают понюхать, потрогать, поверить. Из различных, порой самых неожиданных фрагментов калейдоскопа перед нами выстраивается цельная фантазийная картинка. Очень порой привлекательная. Кажется, что им нужны не только наши кошельки, скоро им понадобятся наши души. И это, на мой взгляд, искусство. Искусство, несомненно, странное и опасное. Но тем и притягательней оно.
Приятно, что из обычного торгашеского прихвата реклама стала чем-то большим. Она сохранила свою сущность, приобретя новую оболочку. Теперь всё, что необходимо для создания шедевра, присутствует и в создании рекламного плаката. Четкая целенаправленная работа, осмысленность и творчество.
Реклама может выступать основой для современного искусства (многочисленные трансформации рекламных плакатов). Современное искусство пригодно быть основой для рекламы (использование знаков и символов).
Осталось только не потеряться в этом смешении понятий, не разучиться отличать черное от белого и, ненароком, припав к коленям любимой, не начать читать вместо стихов рекламные слоганы.
Ink
Читайте также на Be-in :
Лохотрон - будьте бдительны
Безумие рождественских скидок
Читайте также на BE-IN:
открытие клуба РыбаПила
Питер Гринуэй в Доме Кино
Спектакль Русского театра Берлина по Сорокину
Комментарии