Благодаря неутомимому труду Ирины Ашкинадзе дважды в год мы получаем возможность увидеть и почувствовать место и время, в которых живём. «Дефиле на Неве» – это не так, «как там». Это здесь и сейчас
10 апреля 2010 в Санкт-Петербурге стартовала XXI неделя моды prêt-a-porter «Дефиле на Неве». Четыре дня организаторы Недели во главе с Ириной Ашкинадзе и петербургские дизайнеры, которым удалось преодолеть трудности продолжающегося экономического кризиса, будут показывать коллекции в обновлённом пространстве Манежа Кадетского корпуса. Дальше гостям «Дефиле на Неве» предстоит перемещаться: несколько дизайнеров в этом сезоне будут показываться на отдельных площадках, шоу-рум «Дефиле на Неве» пройдёт в Пассаже.
Внутреннее пространство Манежа Кадетского корпуса в этом году чем-то напоминает идиллическую веранду «Море», где когда-то прошло столько прекрасных летних вечеров. Много дневного света. Исаакиевский собор и зеркальные воды Невы. Светлые шкафы из потертого дерева в фойе. Широкий подиум. Вместо стульев – светлые доски-скамьи.
Традиционный первый показ.
Лилия Киселенко. Легкое платье приглушенного розового цвета, объемный розовый цветок прикрывает шею, тяжелое пальто, темные очки-авиаторы, мужские ботинки. Черные платья в пол струятся вдоль тела как будто исключительно по любви, а не по расчету дизайнера. В коллекции «№ 26» много элементов сложного азиатского кроя, например, переосмысление незнакомого европейцам предмета – пальто, которое одевается поверх
кимоно. Такой подход закономерно следует из жизненного опыта дизайнера, в январе Лилия Киселенко представляла в Токио коллекцию трикотажа. Темные ткани, наглухо закрытые жакеты – в 26-й коллекции проявилось то, что никогда не задушить в себе жителям самого европейского города России. Это иррациональная азиатская чувственность.
Ювелирная марка Сarlos&Albert использовала для показа весьма рискованное постановочное решение и, кажется, напрасно. Обсуждение девушек-моделей в костюмах лесных нимф увлекло собравшихся куда больше, чем ажурные серебряные украшения.
Латвийские дизайнеры на подиуме «Дефиле на Неве» – тоже традиция. Anna Led и Катя Шехурина.
Анна Лед создала образ интеллектуальной горожанки: немного стиля 30-х годов, эхо буржуазной Латвии, каверзная женственность и скрытая сексуальность. Сочетание прозрачной черной ткани с тяжелым серым трикотажем. Бледная кожа, ноги под прозрачной черной юбкой. Складки шелка создают подвижную паутинку на теле модели. Образ дополнен потрясающим забытым предметом, благодаря которому вся коллекция зазвучала в чувственном городском стиле. Это
подтяжки для носков и гольфов.
Вдохновением для коллекции Кати Шехуриной послужили образы разбойников из фильма «Снежная королева» 1966 года: сочетание лесной дикости и аристократических деталей. По подиуму шагали растрепанные анархистки с имперскими двуглавыми орлами на манжетах и грубых
сапогах. Черный, золотой, малиновый, несколько оттенков синего, благородный узор из золотых роз на черном. Ткань как гофрированная бумага, мерсеризированный черный лен и шелк. Необузданные складки и неожиданно вспухавшие на плечах воланы ручной сборки.
Первый день «Дефиле на Неве» закрывал показ Татьяны Гордиенко. И тут все неожиданно вспомнили, где они находятся. В Санкт-Петербурге существует уникальная модная среда: в нашем городе есть дизайнеры, которые показывают коллекции в Токио, продаются в лучших магазинах Риги рядом с вещами Maison Martin Margiela, ценятся прозападно настроенными щёголями. Созданные ими вещи доступны нам по цене не такой уж высокой: 12-15 тысяч рублей. Но в действительности в нашей локальной моде прочно засел стиль, совершенно далекий от англосаксонской сдержанности. Именно его и уловила Татьяна Гордиенко – любимица Санкт-Петербурга. Чешуя черных пайеток и пышная оранжевая юбка, пояс для чулок и бант, малиново-красные аппликации на бархатных спортивных джемперах. «Контрапунктик» – слово, случайно брошенное в пресс-релизе коллекции «Вне правил», удивительно точно описывает взаимоотношения русского человека с одеждой.
После показа один, очень внимательно следящий за глобальными модными процессами, молодой человек с черной розой на белом пиджаке разговаривал со мной в фойе. В его голубых глазах читался ужас, какой бывает в глазах людей, неожиданно столкнувшихся с реальностью. Адекватно воспринимать происходящее, соотносить свои действия с местом и временем, в которых ты находишься, и улыбаться, не теряя самообладания – это искусство. Татьяне Гордиенко в нем точно не откажешь.
Освоить это искусство необходимо всем – и дизайнерам, и простым людям, таким как мы с вами.
Фотографии: Стас Гордиенко