Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую в России ретроспективу Игоря Шелковского
В экспозиции широко представлено творчество художника, начиная от самых ранних вещей, датируемых концом 1960-х гг., заканчивая современными работами 2013 года.
Игорь Шелковский – легендарная фигура для московского художественного сообщества, обладающая чуть ли не символической значимостью.
После окончания театрального отделения Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года Шелковский практически сразу оказался в кругу молодых художников, среди которых были Борис Орлов, Дмитрий Пригов, Вячеслав Лебедев и др. Решающее влияние на становление Шелковского-художника оказал Федор Семенов-Амурский, наследие которого до сих пор бережно хранится и популяризируется Шелковским.
Начав вполне традиционно с графики и живописи, Шелковский благодаря в том числе чуткости друзей обращается к скульптуре. Уже на самых ранних графических листах чувствуется потенциал, стремление к объему, к разверстке плоскостного изображения. Но скульптура Шелковского – это естественное и органическое продолжение живописи, он никогда не мыслил объемом или структурой. Он исходит, скорее, из материала, чувствуя логику общего, обладая витрувианской интуицией, угадывает архитектонику тех или иных предметов и тел. Он не редуцирует все видимое до максимально лаконичной формы, делая уникальный объект: метод работы Шелковского состоит, скорее, в бесконечном приближении к предмету, вникании в особенности его формы и структуры, и из этого максимального знания рождается искусство Шелковского, его специфическая серийность, которая имеет мало общего с минималистской. Он формирует «мир пластических микросистем», который существует в категориях накопления, сложения, слаженности, согласия, соотнесенности, взаимодополнения. То есть в сущности Шелковский оказывается прямым приемником органического искусства Михаила Матюшина, зритель, глядя на его работы, оказывается погруженным в некую экосистему.
Успешный и известный представитель неофициального искусства CCCP эмигрировал в 1976 году во Францию. В Париже, при поддержке коллекционера Александра Сидорова, начал издавать журнал «А-Я», выполняя одновременно работу редактора, корректора, наборщика и дизайнера. По словам Ирины Кулик, «А-Я» был лучшим из когда-либо выходивших русскоязычных изданий по современному искусству. Восемь номеров этого журнала, вышедшие с 1979 по 1986 год, с цветными иллюстрациями и текстами Бориса Гройса, Владимира Паперного, Ильи Кабакова и других, открыли отечественное искусство не только западу, но во многом и самим художникам, создав единый контекст, в котором искусство мыслило и описывало себя.
Несмотря на издательскую деятельность, Игорь Шелковский никогда не прекращал быть художником, и большая ретроспективная выставка в МАММ демонстрирует зрителю непрерывность блестящей художественной работы.
К открытию выставки планируется издание каталога.