«Как не растаять. Миф о Снегурочке в искусстве и на экране»

«Как не растаять. Миф о Снегурочке в искусстве и на экране»

с 17.12 по 26.01

Галерея на Солянке

Государственная галерея на Солянке продолжает традицию новогодних выставочных блокбастеров — вслед за «Холодом и красотой. 55 лет Снежной королеве» (2011/12 гг.) и «Мультфильмами, занесенными снегом» (2012/13 гг.) музей представляет выставку «Как не растаять. Миф о Снегурочке в искусстве и на экране»

Эта выставка, как и положено зимним выставкам Солянки, полна аттракционов из области визуального искусства, раритетов из лучших музеев России и тех самых инструментов, при помощи которых моментально заводятся моторы, отвечающие за восторг внутри взрослых, детских, молодых и совсем стареньких посетителей музеев — от хипстеров до министров и от гастарбайтеров до православных старушек.

Всем им посвящается история волшебного таяния, увиденная автором экспозиции Катей Бочавар и куратором анимационной программы Павлом Шведовым через очки лучших аниматоров последнего столетия,через увеличительные стекла лучших художников, работающих в совриске: Хайка Симоняна, Светланы Тегин, Гали Солодовниковой, Германа Виноградова, Саши Фроловой, Алены Романовой и Александра Лобанова. Конечно, будут шедевры старого русского театра, в ролях — Вера Комиссаржевская, Мария Лилина, Нина Забела-Врубель — и привычные для соленого зрителя интерактивные музейные затеи. Этому самому зрителю уже никуда не деться — придется запускать патефоны и угадывать Снегурочкин голос (всегда — сопрано), охотиться на Снегурочкины тени, сражаться со Снегурочкой-ниндзя, вызволять ее из снежного бурана, утихомиривать Мизгиря, а также — под музыку Петра Айду, Елены Ревич и Григория Кротенко — проникать за кулисы призрачного театра Кати Бочавар, показанного в фотографиях Дарьи Марчик. В театре этом Снегурочка, наконец-то, встречается со своими японскими, китайскими и европейскими сестрами в исполнении Анны Литкенс, Жени Борзых, Юлии Шимолиной, Евы Черро и Анны Хвостенко. И, конечно, можно говорить о Снегурочке, а слова посетителей сплетаются в Cнегурочкины косы в инсталляции студии интерактивного дизайна Hello Computer.

Сказка о Снегурочке — пожалуй, единственная русская сказка, в которой напрочь отсутствуют отрицательные персонажи. Зато теория Бердяева о том, что Россия «вечно невестится», находит свое подтверждение в извечной деметроподобной Снегурочкиной тоске — она, как и другие героини полных слез и росы (ну, или тающего снега) русских сказок, жертвует себя ради любви и смены сезонов, чтоб в будущем году вернуться вновь и опять повторить цикл.

До конца неизвестно, кто такая на самом деле Снегурочка — девочка или девушка или молодая женщина, поэтому выставка «Как не растаять» говорит о каждой возможной реинкарнации снежной души, не забывая о современной трэш-интерпретации, за которую нужно выразить особую благодарность находчивому русскому народу и порталу youtube. Все без исключения виды Снегурочки поселятся в лабиринтах новой большой зимней выставки Госганса, но ее фундаментом, как всегда, останутся анимационные фильмы — от«Снегурочки» Ивана Иванова-Вано (1952) до занесеннего снегом мультфильма Марии Муат (2006) — и только посмотрев их все целиком верный зритель Солянки сможет считать свою миссию выполненной до конца — и,как это уже заведено, обязательно вернуться на выставку хотя бы один раз.

История исчезающей красоты

Снегурочка едва не растаяла в свете софитов, хоть и появилась для жизни на сцене. Премьера спектакля по пьесе Островского прошла на сцене Большого театра в 1873 году: его приняли холодно, положительную рецензию написал один только Достоевский — несмотря на музыку Чайковского, оркестр под руководством Николая Рубинштейна и ведущую актрису Императорских театров Гликерию Федотову, первую в истории Снегурочку. Публика ждала от крупнейшего драматурга-современника реализма и кошмаров о купцах и разночинцах: а тут ­— сказка, пусть и трагическая. Действительный успех пришел к Снегурочке с оперой композитора-сказочника Римского-Корсакова: пряничная древнерусскость, византийской сложности и блеска костюмов (рисовал Васнецов) — и вместе с тем удивительная поэзия, глубина и монументальность, свойственная автору «Сказки о царе Салтане» и «Золотого петушка». Для драматических актрис роль тоже стала знаковой — но не все с ней справлялись («Снегурочки из г-жи Комиссаржевской не вышло», — писали критики), и не всем хотелось ее играть: «Я была похожа на разряженную куклу», — жаловалась позже Комиссаржевская. Кроме Веры Федоровны канонический образ в театре воплотили Мария Лилина (жена Станиславского), Екатерина Мунт, Нина Забела-Врубель, Антонина Нежданова, Ирина Архипова и др.

Революция существенных изменений не внесла: «Снегурочку» продолжили ставить и петь в крупнейших театрах страны — а с 1937 года она стала непременной участницей елок в Кремле, дворцах культуры, детских садах и школах. Одно из первых появлений Снегурочки в этом упрощенном образе можно увидеть в хронике празднования Нового 1945 года, которая показана «Кинопередвижкой Николая Ефремова» на оригинальном 16-мм кинопроекторе. В музее также представлены киновоплощения Снегурочки, плакаты и афиши, а в залах «Соль» пройдут нон-стоп показы фильмов: от знаменитого фильма Павла Кадочникова (1969) до «Пасхальной сказки» Татьяны Петровой (2010).

Комментарии