Выставка «Другой Лондон» представлена Тейт (Лондон) и состоит из работ классиков мировой фотографии небританского происхождения, демонстрируя взгляд на этот город «извне»
Жак-Анри Лартиг, Анри Картье-Брессон, Мартина Франк, Роберт Франк, Дора Маар, Эмиль Хоппе, Эллиотт Эрвитт, Билл Брандт, Ирвин Пенн, Марк Рибу, Вольфганг Сушицки — шедевры этих и многих других художников, вошедшие в выставку, недавно с огромным успехом экспонировались в Тейт и были подарены этому музею Луизой и Эриком Франк.
«Другой Лондон» — центральный проект Фотобиеннале-2014, главная тема которой — «Британия и британская фотография в фокусе». Эта выставка — возможность увидеть британскую столицу и то, как она менялась на протяжении почти полувека; насладиться британской эксцентрикой, которая «извне» иногда оказывается виднее, чем изнутри; погрузиться в контрасты английского образа жизни — от Букингемского дворца и Гайд-парка до городского рынка, — увидеть звезд и зевак, принцев и нищих… И вместе с тем «Другой Лондон» — это именно энциклопедия истории мировой фотографии 1930-х—1970-х годов.
Звезды мировой фотографии приезжали в Лондон на протяжении всего ХХ века и создавали работы об этом городе и его жителях. Некоторые из них приезжали сюда совсем ненадолго в качестве фоторепортеров, другие – в качестве беженцев, для третьих Лондон стал добровольно выбранным домом. Их фотографии дают представление о взгляде на Лондон именно «чужака», иностранца – и складываются в картину столь же разнообразную, как и сам город.Канонические картинки «старой доброй Англии» – улицы, покрытые смогом, красные двухэтажные автобусы, мужчины в шляпах-котелках – соседствуют здесь со свидетельствами прогрессирующего культурного многообразия.
С самого рождения фотографии — самых первых снимков, сделанных Дагером, — ее история была историей городской жизни. Однако именно в ХХ веке – и прежде всего, начиная с модернистских течений 1920-х годов – фотография сделала город своим объектом par excellence. С этих пор становятся возможны такие феномены, как Париж Брассаяи, позже, Нью-Йорк Уильяма Кляйна (МАММ показывал обе фотосерии на Фотобиеннале-2012).
Лондон — как в 1930-е—1970-е годы, так и сейчас — привлекал людей своей динамичностью, а фотографов он интересовал еще и тем особым светом, который можно найти только здесь. О Лондоне восторженно отзывался Эллиотт Эрвитт: «Я думаю, что Лондон – очень живописный город. И мне даже кажется, что я бывал в Лондоне чаще, чем в центре Нью-Йорка, когда жил там. И много его фотографировал».
Чрезвычайно важно, что все эти художники, приезжая в Лондон из разных стран, привносили в его фотографический образ «небританскую» эстетику и вписывали его в интернациональный модернистский стиль. Дора Маар, пожалуй, больше известна как муза и модель Пабло Пикассо, но вместе с тем она сама была выдающейся художницей и фотографом, работала в одной студии с Брассаем. О ее мастерстве в обращении с камерой свидетельствует фотография «Перламутрового короля» (1935) — участника конкурса традиционной одежды среди лондонских уличных торговцев. Модернистский стиль Орасио Копполы, который представлен на выставке работами 1930-х годов, сформировался в 1920-е в Буэнос-Айресе, а шлифовался в 1930-е в Европе, когда он поступил на отделение фотографии в Баухаус.
Важнейший вклад в формирование интернационального портрета Лондона внесли иллюстрированные журналы – и они же являлись важнейшими популяризаторами модернистской эстетики в фотографии. Начиная с 1930-х годов, они все больше начинают ориентироваться на сюжетность картинки — на то, чтобы рассказывать с ее помощью различные истории. В Германии и во Франции эта тенденция проявлялась сильнее, чем в Британии — и это видно, например, по фотографиям Анри Картье-Брессона с коронации Георга VI. Брессон оказался в Лондоне в 1937 году по заданию одного французского журнала, но вместо того, чтобы фотографировать короля, увлекся толпой, которая ожидала появления коронационного кортежа. Тем не менее, именно эти фотографии стали его первой опубликованной репортерской работой. Другой пример фотожурналиста, который внес в образ Лондона континентальные инновации, — это Феликс Ман (представлен работой «В Лондоне зажигаются огни», 1945): его репортерская слава сложилась еще в Германии, в Великобританию он переехал в 1934 году, спасаясь от нацистов, и сразу по прибытии стал одним из основателей журнала Weekly Illustrated и сотрудником крупнейшего британского журнала Picture Post. После войны Picture Post приобретает международную популярность и приглашает к сотрудничеству многих молодых фотографов из разных стран — в частности, Марка Рибу, который приезжает в Лондон в 1954 году по редакционному заданию (в выставку входят девять снимков, сделанных Рибу во время этой поездки).
При этом некоторые фотографы – в первую очередь, те, у кого было достаточно средств к самостоятельному существованию, — приезжали в Англию сами по себе. Например, Эмиль Хоппе, который родился в 1878 году в Германии и был на поколение старше большинства фотографов, представленных на выставке. Хоппе был достаточно обеспечен, чтобы начиная с 1932 года выпустить целый ряд фотокниг с видами Лондона, ставшего его вторым домом. Принципиально независимым был и великий Лартиг: он снимал Лондон скорее ради личного удовольствия, нежели для публикации, и фотопортрет его жены«Биби в Лондоне» (1926) является одновременно и документальным свидетельством о Лондоне той эпохи, и фотографией из «семейного архива».
После войны в Лондон самостоятельно приезжали Роберт Франк — он был в Лондоне несколько раз, провел здесь с семьей зиму 1951—52 года, и его фотографии свидетельствуют об интересе к контрастам английской классовой системы; Лутц Дилле — уроженец Германии, который приехал в Лондон снимать фильм про Уголок ораторов; и, позже, Эл Ванденберг.
Но, как это происходит и сейчас, в Лондон ехали не только работать, но и учиться.Так поступили Инге Морат, уроженка Австрии, впоследствии — жена знаменитого американского писателя Артура Миллера (представлена на выставке работой «Миссис Эвелей Нэш», 1953), и Джеймс Барнор, который перебрался в Лондон из Ганы в 1959 году. За плечами у него уже был коммерчески успешный проект собственной фотостудии в Аккре, столице Ганы, но в Лондоне ему все пришлось начинать сначала. При этом он сохранил наработанные ранее международные связи, и в его фотографии харизматичного тяжеловеса Мухаммеда Али чувствуется привилегированность «доступа к телу».
Наконец, интернациональность фотографического сообщества, приезжавшего в Лондон, в послевоенные годы подпитывалась расцветом фотоагентств, которые появились на волне растущей профессионализации фотографии и сотрудничали именно с международным пулом фотографов. В 1947 голу было основано легендарное агентство Magnum (в Париже и Нью-Йорке, и одним из его основателей был Анри Картье-Брессон), которое задало высокие стандарты работы и самих фотографов-репортеров, и их работодателей. Многие художники, представленные на выставке, становятся членами этого сообщества — включая Эллиотта Эрвитта и Марка Рибу (оба были председателями агентства), Эрнста Хааса, Мартину Франк (с 1970-х годов) и многих других.
Выставка «Другой Лондон» — это не только история города, какой она предстает в фотографии. Это история фотографического сообщества и причудливого переплетения судеб главных его героев, которое стало возможным не в последнюю очередь благодаря Лондону, одному из самых оживленных культурных мегаполисов ХХ века.