Курс лекций «История художественных стилей: от простого к сложному» культуролога и преподавателя МАрхИ и ВШС Елены Рубан. Курс состоит из трех лекций.
Прерафаэлиты и британское искусство. Прорыв в будущее
13 ноября в 19-30
Что такое P.R.B., в чем новизна и традиционность художественного языка прерафаэлитов, где хранится самая большая коллекция прерафаэлитов, какой вклад внес Эрнест Гемберт в продвижение работ братства, как повлияло мыло Эндрю Пирса на содержание картины «Детский мир», в чем преемственность «старших» и «младших» прерафаэлитов, какая связь существует между работами прерафаэлитов и становлением нового вида искусства – фотографии, какое воздействие прерафаэлиты оказали на Эстетическое движение и Движение искусств и ремесел, кто участвовал в проекте строительстве загородного дома Уильяма Морриса Red House, – об этом и многом другом расскажут на лекции.
Символизм. В поисках нового смысла
20 ноября в 19-30
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов древнегреческого философа Платона до концепций Эммануила Сведенборга, Анри Бергсона, Фридриха Ницще и Владимира Соловьева. Традиционной идее познания мира посредством разума символисты противопоставили идею интуитивного созерцания, которое позволяет проникнуть в тайны мироздания. Символ в художественном творчестве – это тот универсальный ключ, который позволяет открыть двери бытия. Копилка символизма разнообразна и непроста. Каждый «экспонат» требует особого душевного настроя и внимательного обхождения вне зависимости от предмета исследования – будь это странные фантазии Одилона Редона, смелые эксперименты Микалоюса Чюрлениса, «Манифест» Жана Мореаса или «Соотвествия» Бодлера.
Ар нуво. Прекрасная эпоха
27 ноября в 19-30
Если понимать жизнь как искусство, как это делали Орта, Гауди, Гимар, Тассель, Вельде или Макинтош, то вся предметная среда — от особняка до вилки — превращается в бесконечное путешествие в мир прекрасного, который в России получил название «модерн», во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти». Среди художников и мастеров La Belle Époque наибольшую известность получили Луис Тиффани, Густав Климт, Тулуз-Лотрек, Обри Бердслей, Альфонс Муха, Лев Бакст, Михаил Врубель, Федор Шехтель. И это не весь список тех, кто преобразил европейские города, придав им изящества и оригинальности.