Выставка «Система дизайна в СССР»

Выставка «Система дизайна в СССР»

с 22.11 по 12.01

Музей декоративно-прикладного и народного искусства

Вход: от 0 рублей

В Центре моды и дизайна D3 Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Система дизайна в СССР», подготовленная Московским музеем дизайна. Это первая выставка, которая покажет, как функционировала система дизайна в СССР в 1960-1980-е годы, расскажет о деятельности важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.

На выставке представлено более 500 экспонатов: мебель, посуда, одежда, книги, чертежи, плакаты, открытки, альбомы, этикетки, созданные на таких предприятиях, как «Зенит», ЗИЛ, ВАЗ, ЛОМО и многих других, а также архивные материалы (фото, видеохроника, рукописи, автографы).



Становление советского дизайна как проектного метода и профессиональной деятельности, создание государственной системы дизайна началось после Великой Отечественной войны, так как стала очевидной проблема технологического отставания, особенно в сфере производства товаров массового потребления, которая иногда решалась копированием и доработкой западных аналогов.

Наиболее активно этот процесс происходил в начале 1960-х годов – в период «оттепели» и подъема промышленности. Днем рождения советского дизайна можно считать 28 апреля 1962 года, когда было подписано Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».

К концу 1970-х годов сложилась единая государственная система художественного конструирования (так назвался дизайн в СССР) во главе с Межведомственным советом по проблемам технической эстетики при Государственном комитете СССР по науке и технике и Госстандарте СССР. Эта система была централизованной и охватывала всю страну, и в этом смысле была уникальной, не имеющей западных аналогов.




Разрыв между дизайном и промышленностью, существовавший в Советском Союзе, не давал возможности реализовывать все новейшие разработки. Советские дизайнеры экспериментировали с инновационными материалами, не забывали о требованиях эргономики, но при внедрении новых разработок в жизнь сталкивались с колоссальными трудностями.

Иногда советские дизайнеры в научных институтах, которые не были плотно связаны с производствами, придумывали футуристические концепции, воплотить которые в жизнь не представлялось возможным из-за отсутствия тех или иных технологий или материалов. Многие перспективные разработки так и остались на бумаге. Известны случаи когда, несмотря на авторский надзор, изделия выпускались с большими отличиями от изначального дизайн-проекта. Посетители выставки увидят ряд нереализованных проектов, например, проект экспериментального такси.

В условиях плановой экономики и отсутствии рыночных отношений система дизайна не могла работать идеально. Тем не менее, ее значение в развитии промышленного производства СССР, формировании теории и методологии дизайн-проектирования огромно.




В 1990-х годах, после распада Советского Союза государственная система дизайна была разрушена. Выставка «Система дизайна в СССР» – это результат исследования, изучения архивов, интервью с советскими дизайнерами, это возможность показать процесс становления и развития государственной системы дизайна в СССР.

Выставка работает ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход свободный.


О центре D3

Центр моды и дизайна D3 – единственное на сегодняшний день многофункциональное арт-пространство Москвы, объединяющее на одной площадке научные, культурные, информационные проекты, дизайнеров, бренды и производства, так или иначе исследующие тему русского стиля: от истоков в народной культуре до современных трендов. Инициируя совместные, междисциплинарные проекты, новый Центр поможет сформировать системный, структурированный взгляд на историю моды и дизайна в России и на состояние этих индустрий сегодня.



Идея создания Центра моды и дизайна возникла пять лет назад, став одним из стратегических направлений Музея декоративного искусства. Идейным вдохновителем создания Центра был Валентин Юдашкин. Для разработки выставочных и культурно-образовательных проектов Центр привлекает крупнейших экспертов в области моды и дизайна из Британской высшей школы дизайна, НИУ ВШЭ, музеев, театров, из других ключевых научных, культурных, образовательных институций.

В названии Центра «зашифровано» несколько смыслов. Во-первых, адрес – Делегатская, 3. Во-вторых, три измерения. Мероприятия D3 объединяют искусствоведов, культурологов, историков моды, кураторов, практикующих российских дизайнеров, представителей известных и молодых брендов, философов, маркетологов, арт-критиков, что позволяет создать объемную, «трехмерную» картину российского дизайна. В-третьих, D3 – один из видов прочного профессионального клея, который используют, в том числе, и дизайнеры. Морозостойкий и водостойкий клей D3 способен надёжно соединять различные виды поверхностей, подобно тому, как и Центр объединяет на своей площадке разнообразные проекты, создавая новый культурно-образовательный продукт.


Фото с открытия D3, которое состоялось 21 ноября



D3 - это место для проведения досуга, профессиональных дискуссий и творческих экспериментов, для обмена опытом и генерации совместных проектов. На территории Центра уже проходят выставки, лекции, мастер-классы, курсы, презентации, научные конференции и другие мероприятия, посвященные различным граням русского стиля – моде, интерьерному, ландшафтному, графическому, промышленному дизайну.

В Центре моды и дизайна уже состоялись выставки «НАЙН» (выставка работ выпускников Британской высшей школы дизайна), «НЭО» (выставка работ современных дизайнеров, использующих традиционные техники) и другие проекты. Прошел цикл дискуссий «Советский дизайн как проект "нового человека"» и курс «Культура производства и потребления одежды», участники которого под руководством практикующих дизайнеров и технологов создавали предметы гардероба из органического хлопка.


Фото с одного из занятий курса «Культура производства и потребления одежды»



В 2018 г. планируется проведение нескольких выставочных проектов, посвященных творчеству современных ремесленников, моде, истории стилей в искусстве, переосмыслению русских традиционных промыслов. Центр продолжит культурно-образовательную деятельность, а также планирует запустить новый формат – арт-экспедиции.

Также в следующем году пространство Центра «оживет» благодаря резидентам. В D3 появятся шесть мастерских для специалистов, работающих с различными материалами: текстиль, дерево, керамика, металл и др. Чтобы стать резидентом Центра, дизайнерам необходимо будет представить свой проект на конкурсе бизнес-идей.





Комментарии