Лекция исследователя фотографии Андрея Хорошилова «Социальное конструирование фотографии». Фотография является самым старым из автоматических способов создания изображений. А ее понимание как объективного свидетельства, сертификата присутствия, непредвзятого свидетеля или документа давно уже стало общим местом.
Философское осмысление фотографии и социальная критика изображений во многом исходит из онтологической функции объективного свидетельства приписываемого фотографии. На основании этой предпосылки строились теории фотографического изображения и разворачивалась критика современного общества. В общем виде техника фотографии рассматривалась как нечто внешнее к обществу, а ее продукт — снимок, — как свидетельство о реальном порядке вещей.
Однако такой подход позволяет исследовать изменения, вносимые в общество фотографией, но не учитывает изменения и организацию самой фотографии обязанной своему существованию вызывающим ее социальным функциям. Контекстом проблематизации социального осмысления фотографии становится противоречие между ролью фотографии в социальных изменениях, основанных на ее технике, и изменениями самой фотографии в соответствии с ее социальным использованием.
Возможность такого противопоставления направляет мысль в сторону рассмотрения влияния социальной реальности на фотографию. И главным тезисом, задающим новый вектор мысли о фотографии, становиться то, что фотография является по преимуществу социальным феноменом, а ее объективность сконструирована обществом.
Зарегистрироваться на лекцию можно здесь.